В корзине: 0 шт.
Сумма: 0 руб.

Славянов Николай Гаврилович

Славянов Николай Гаврилович (23 апр. (5 мая н.с.) 1854, Воронежская губ. — 5 окт. 1897, Мотовилиха, Пермьская губ.)

Славянов Николай Гаврилович родился в семье Гавриила Николаевича и Софьи Алексеевны Славяновых.

В старинном дворянском роду Славяновых военная профессия считалась наследственной. Николай Егорович, дед изобретателя, пятнадцатилетним юношей поступил на военную службу. В том же возрасте начал служить и отец изобретателя — Гавриил Николаевич. Он женился на дочери курского помещика Софье Алексеевне Шаховской.
Первоначальное образование Николай получил дома, а восьми лет был отдан в Воронежский кадетский корпус. Родители решили готовить сына к военной службе. Хотя мальчик учился в кадетском корпусе хорошо, быть военным он не собирался. Потому на предпоследнем курсе подал прошение об увольнении и поступил в Воронежскую мужскую гимназию.
К тому времени обедневшая дворянская семья еле сводила концы с концами. А когда в 1868 г. в возрасте 43 лет умер Гавриил Николаевич, семья оказалась в бедственном положении, и пришлось продать имение.

Учеба в Петербургском горном институте

В 1872 году золотой медалист Николай Славянов успешно выдержал конкурсные испытания в Петербургском горном институте и был зачислен студентом. Физике его учил известный профессор К.Д.Краевич, а металлургию преподавал профессор Н.А.Кулибин, внук знаменитого русского изобретателя. На последнем курсе Николай спроектировал паровую машину с особым парораспределительным механизмом, за что получил почетный отзыв совета института.
Мать, обремененная семьей, конечно, не могла помогать старшему сыну. Приходилось давать частные уроки по математике, черчению, музыке и даже перекладывать печи. Так студент Николай Славянов попал в дом полковника В.В.Ольдерогге, где требовался специалист по ремонту каминов. Здесь он и познакомился с дочерью полковника Варварой. Ремонт каминов «затянулся» до конца декабря, а любовь к Варваре Ольдерогге — до конца жизни.

Начало трудовой деятельности

Как одному из лучших выпускников института Славянову присвоили звание горного инженера первого разряда и направили на Боткинский горный завод. Поэтому Николай поспешил сделать любимой предложение, которое Варвара благосклонно приняла. И сразу после свадьбы молодожены выехали на завод.
Работа отнимала много сил и времени, но Славянов трудился с большим увлечением. Под его наблюдением находилось все оборудование завода. Приходилось вникать во все мелочи ремонта машин и механизмов. А спустя несколько лет талантливого инженера назначили "на службу в распоряжение главного начальника Уральских заводов для определения на должность управителя механических фабрик Пермских заводов".
К началу 80-х гг. Мотовилихинский казенный завод стал одним из крупнейших предприятий царской России. Здесь трудилось свыше 4 тыс. человек. Кроме производства стальных пушек завод строил пароходы, паровые машины, паровые котлы и многие другие машины и механизмы. Первое время Славянов был управителем орудийных и механических цехов. Но в июле 1891 г . стал горным начальником, управляющим заводом. В этой должности и проработал до конца жизни.
Мартеновское производство оказалось новым делом, и Славянов приглашает на Мотовилихинский завод А.А.Износкова — строителя первых мартенов в России. Вместе они начинают опытные работы по изготовлению артиллерийских снарядов более высокой прочности, которые смогли бы поразить мощные броненосцы. Военные стрельбы на полигоне превзошли все ожидания: сферические снаряды из литой некованой стали пробивали шестидюймовую броню не хуже снарядов крупповского производства.

Заграничная командировка

В 1885 году Славянов отправился в четырехмесячную заграничную командировку, побывал на Всемирной выставке в Антверпене и электротехнической в Кенигсберге, знакомился с производством на заводах общества Кокериль и Круппа. На бельгийских заводах, чтобы лучше узнать производство, даже поработал простым рабочим.
Результаты не замедлили сказаться. Вскоре на заводе началось строительство первой электростанции для освещения завода. Две динамо-машины постоянного тока для нее были сделаны по чертежам и расчетам Славянова. Первый ток они дали в 1887 году и в действие приводились паровыми машинами. На распределительных щитах электростанции Славянов впервые применил шинную проводку, изобрел регуляторы для дуговых ламп. Всего на территории предприятия и в цехах горело 2,5 тыс. дуговых фонарей.
Славяновские динамо-машина, дуговые лампы, различные электроизмерительные приборы экспонировались на Урало-Сибирской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге. Экспертная комиссия наградила инженера большой серебряной медалью "За достоинства предметов, представленных на выставке".

Основные изобретения

Первая электростанция стала технической базой двух основных изобретений Николая Гавриловича — дуговой электрической сварки и электрического уплотнения металлических отливок.
Как известно, в основу электрической сварки металлов положено явление электрического разряда в виде электрической дуги, открытой академиком В.В.Петровым. А первым в мире электротехником, успешно применившим электрическую дугу для сваривания и разъединения металлов, был Н.Н.Бенардос. Но Бенардос применял угольный электрод, источником тока была огромная аккумуляторная батарея. Славянов же пошел дальше.
При отливке в стальных болванках нередко появлялись усадочные раковины и пустоты, чаще всего в верхней трети слитка, где металл дольше оставался жидким. На помощь металлургам пришло электрическое уплотнение металлических отливок. Славянов сделал вывод, что если верхнюю часть слитка поддерживать в расплавленном состоянии, то металл непременно будет застывать снизу вверх. Благодаря этому газы свободно покинут жидкий металл, и усадочные пустоты не возникнут. Чтобы поддерживать верхнюю часть слитка в расплавленном состоянии, Славянов использовал электрическую дугу. Электродами служили поверхность слитка и угольный стержень. Новый способ борьбы с раковинами и пустотами в металлических отливках быстро вошел в практику Мотовилихинского завода, вскоре его переняли и другие предприятия.

Заявку на изобретение Славянов подал 8 августа 1890 г . и вскоре получил привилегию на “Способ электрического уплотнения металлических отливок». В том же году он запатентовал и способ электрической сварки.
Первые работы по электрической сварке на заводе начались в 1888 г . Славянов испытывал свой способ сварки на разных металлах и сплавах, брал такие детали, которые легко проверить в работе после ремонта, например ступенчатые шкивы от токарных станков, зубчатого колеса, маховики от сверлильных станков. Эти детали считались совершенно вышедшими из строя и предназначались на переплавку.
Николай Гаврилович сразу же отказался от огромной аккумуляторной батареи Бенардоса и электрический ток для сварки стал брать от динамо-машины. Отказался он и от угольного электрода. Один полюс динамо-машины соединил с обрабатываемой деталью, а другой — с металлическим стержнем, который вставлялся в специальный сварочный аппарат, так называемый плавильник. Электрическая дуга, которая при пропускании тока возникала между металлическим стержнем и обрабатываемой деталью, плавила металл стержня и детали. Когда действие дуги прекращалось, металл застывал, и получалось прочное соединение.
Для удобства плавильник подвешивали на специальном приспособлении. Можно было работать одним плавильником, но можно было вести сварку и двумя последовательно соединенными. Для часто повторяющихся работ Славянов сконструировал специальный станок, например для изготовления паропроводных труб из красной меди. Из листовой меди загибалась труба, заформовывалась, клалась на ролики и нагревалась. Плавильник подвешивался неподвижно, а труба передвигалась вдоль своей оси при помощи рейки на станке.
Опыты оказались столь удачными, что спустя год цех электросварки переименовали в электролитейную фабрику, куда узкоколейкой доставлялись большие детали. Новым способом Славянов отливал небольшие детали, сваривал в одно целое два или несколько металлических предметов, исправлял негодные или неудачные отливки, поковки, заливал раковины в чугунном и бронзовом литье и в готовых деталях, заливал волосовины, песочины в стальных изделиях, приливал к готовым частям небольшие недостающие части.
Летом 1891 г . в Мотовилиху приехала специальная комиссия, которая ознакомилась с электрической сваркой по способу Славянова. В своем заключении она написала: "Способ электрической отливки Славянова не имеет ничего общего с известным способом электрической пайки Бенардоса, которым работает компания «Электрогефест». Нам остается только пожелать возможно более широкого распространения этого способа".
Высокую оценку изобретению Славянова в 1892 г . дала Четвертая электрическая выставка в Петербурге, наградившая изобретателя золотой медалью. В 1893 г . на Всемирной электротехнической выставке в Чикаго изобретателю «за дуговую электрическую сварку» была присуждена золотая медаль. Там экспонировался знаменитый славяновский стакан: обработанный в виде двенадцатигранной призмы с круглыми основаниями сплавленный из разных металлов брусок, высверленный внутри. Американцы-то полагали, что электрическая сварка непригодна для цветных металлов, шов получится очень непрочный. А спаивать цветные металлы с черными вообще нельзя. Вот Славянов и наварил своим способом разные металлы один на другой, чтобы посрамить неверящих.
Только за три года на Мотовилихинском заводе по способу Славянова отремонтировали более 1850 самых разнообразных по весу (от 3 фунтов до 800 пудов) и по назначению деталей. На это ушло 765 пудов металлических электродов. А к концу 1896 г . на всех заводах России было исправлено всевозможных деталей (орудийных лафетов, судовых механизмов, доменного и мартеновского оборудования, валов прокатных станов, якорей, цепей, зубчатых колес) общим весом более 42 тыс. пудов.
Электрическая сварка применялась на паровозостроительном заводе в Коломне, на заводах Леснера и Невского механического товарищества в Петербурге, на трех заводах в Варшаве, в Обществе пароходства и торговли в Севастополе, в Сормовских и Нижегородских судоремонтных мастерских, на Ижевском, Боткинском, Луганском и Златоустовском заводах.
Гораздо энергичнее, чем в России, дуговая электрическая сварка металлов стала применяться на заграничных предприятиях. Уже в 1890—1892 гг. Славянов получил патенты на свое изобретение во Франции, Англии, Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, США, Швеции, Италии. В Германии первое место по количеству и весу обрабатываемых способом Славянова деталей занимали заводы Круппа в Эссене. В США больше всего электрической сваркой заинтересовались машиностроительные заводы и железнодорожные мастерские.

"На железнодорожных станциях Мотовилиха и Левшино в конце XIX в. висели два одинаковых сигнальных колокола, чей мелодично-бархатистый звон очень нравился пассажирам. И вот у левшинского колокола оторвалось било. Стали звонить обрезком рельса и откололи от края кусок. Звук, конечно, изменился. Опечаленный начальник станции попросил Славянова отремонтировать колокол.
Изобретатель провел анализ сплава разбитого колокола, сделал из такого сплава электрод и заварил выбитый край. Взяли на время исправный колокол с Мотовилихи да повесили оба колокола за перегородкой. В присутствии знатоков звона стали звонить поочередно то в один, то в другой. Разницы в звуке не обнаружили.
А дальше о починке колоколов стал слезно молить настоятель соседнего монастыря. Раньше-то колокола не чинили, а переливали заново — денег не напасешься. А электрическая сварка обошлась всего в 38 копеек!"

Семейная жизнь

Дружная семья Славяновых жила довольно скромно. Значительную часть оклада Николай Гаврилович тратил на опытные работы, связанные с электрической сваркой и другими изобретениями. У Варвары Васильевны и Николая Гавриловича было три сына — Николай, Александр, Василий — и дочь Людмила. Сыновья учились в Пермской мужской гимназии и каждый день, независимо от времени года и погоды, пешком ходили из Мотовилихи в Пермь.
По инициативе Славянова в Пермском реальном училище было открыто горнозаводское отделение, появилась уникальная минералогическая коллекция.
Николай Гаврилович, не жалея сил и здоровья, отдавался любимому делу. Работая на открытом воздухе в электрическом цеху зимой, он сильно простудился и заболел ревматизмом. Это привело к тяжелой болезни сердца. Лечился в Крыму, на минеральных водах, но приостановить развитие болезни не удалось. Дело осложнялось тем, что даже тяжело больной, он всегда ходил на завод. Просто не мог жить без любимой работы.

Прощание с Николаем Славяновым

Жизнь талантливого изобретателя оборвалась внезапно. 27 сентября 1897 г . он подписал свой последний приказ по заводу, 3 октября присутствовал при заварке вала паровой машины, а 5 октября в десять часов утра его не стало. Ему было всего 43 года.
Проводить управляющего в последний путь пришли все рабочие завода, их семьи — свыше десяти тысяч человек. Гроб с телом покойного от дома до ограды мотовилихинской церкви несли на руках. На огромной чугунной плите, что прикрыла могилу изобретателя, при помощи наплавки сделали такую надпись: "Дорогому нашему начальнику и другу рабочих Николаю Гавриловичу Славянову, изобретателю электросварки, от благодарного русского народа".