В корзине: 0 шт.
Сумма: 0 руб.

Обслуживание пильных цепей

Для обеспечения четкой и эффективной работы на цепной бензиновой или электрической пиле очень важно состояние пильной гарнитуры - их расходных материалов, включающих цепь, шину и ведущую звездочку. Их рабочий ресурс, безусловно, находится в зависимости, в первую очередь, от вида работ, выполняемых цепной пилой, а также - в очень большой степени - правильного ухода за ними. Грязь или посторонние предметы на месте распила, неаккуратное обращение с элементами пильной гарнитуры способны значительно сократить их срок службы. Так, даже кратковременное касание при работе пилой концом ее шины земли чревато резким ухудшением степени заточки режущих зубьев на пильной цепи: высокая скорость вращения цепи по шине вкупе с абразивными свойствами песчинок в составе почвы, которую Вы задели, быстро изнашивает даже очень хорошо заточенную цепь. Если же пильной цепи случается проехаться по гвоздю, загнанному когда-то вглубь распиливаемого бревна, то после этого цепочка просто выходит из строя. Чтобы понять, как правильно обслуживать пильную цепь и ухаживать за ней,  рассмотрим подробнее ее конструкцию.

Всякую пильную цепь составляют из звеньев трех типов - ведущих,  режущих и соединительных. Соединительные звенья, согласно своему названию, обеспечивают соединение режущих и ведущих элементов в рамки единого изделия - пильной цепи. Прочность соединений звеньев гарантируют заклепки. Наличие в цепи ведущих звеньев обеспечивает для цепи движение по шине - эти звенья передают вращение с двигателя через ведущую звездочку, а также фиксируют стабильное положение цепи на пазах пильной шины, по которым она вращается. Еще одной важной функцией для ведущих звеньев является обеспечение равномерности в распределении смазки, начиная от хвостовика шины (куда смазка подается через маслонасос) - по всей шине и работающей на ней цепи. Именно по количеству ведущих звеньев считают обычно длину цепи, чтобы она соответствовала размеру штатной шины на пиле.

Режущее звеноРежущее звено является наиболее сложным из элементов пильной цепи и фактически состоит из двух частей - режущего сегмента ( с контурным углом Г-образной формы для резания) и ограничителя глубины пропила. Рабочие параметры режущего звена определяются широким кругом факторов, важнейшие из которых:

1) угол заточки верхней режущей грани

2) рабочий угол режущей грани

3) угол атаки боковой грани

4) высота ограничителя резания.

Заданные значения всех этих параметров особенно важно выдерживать при заточке и перезаточке цепи, иначе даже самая небольшая ошибка в них может резко понизить качество работы такой пильной цепи. Верхняя режущая грань звена всегда изготавливается шире самих шины и пильной цепи - за счет этого пропил создается достаточной ширины для движения по нему цепи и удаления опилок, а сопротивление разрезанию становится минимальным. Зубец режущего звена выполняет свою работу подобно рубанку - чем дальше выдвинута верхняя режущая кромка (аналог ножа на рубанке ) над положением ограничителя резания (аналог плоскости подошвы рубанка ), тем толще получается срезаемая стружка.

Чтобы продлить максимально эффективный срок службы современных цепей верхнюю и боковую грани их режущих звеньев обычно покрывает тонкий поверхностный слой какого-либо твердого металла (чаще всего хрома или никель-фосфорного сплава). Такое поверхностное покрытие наносится методом гальваники и существенно улучшает антифрикционные характеристики деталей на пильной цепи, повышает у них твердость и износостойкость; именно на его долю падает основная работа по перерубанию в пропиле древесных волокон. Подложкой такому покрытию служит основа из стали.

В конструкции современных пильных цепей закладываются и технические решения, позволяющие бороться с такими неприятными явлениями, сопровождающими распиловку, как вибрация и эффект обратного удара. Опасность вибрации в том, что ее длительное воздействие на руки оператора приводит к возникновению болезни профессиональных вальщиков - так называемому синдрому Рейно. Он заключается в том, что  в результате ухудшения кровоснабжения кончики пальцев на руках могут начать болезненно реагировать на изменения температуры, терять свою чувствительность.

Ради того, чтобы снизить вредное влияние высокочастотных колебаний вибрации на руки оператора, современные компании производителей цепей разрабатывают специальные амортизирующие элементы. При их разработке учитывается, что основной причиной вибрации являются постоянные соприкосновения режущих зубьев на цепи с древесиной в пропиле. В мгновение, когда режущая кромка зуба упирается в древесину, сам зуб вынужден на доли секунды останавливаться в своем движении, оказываясь зажатым между направляющей шиной пилы и древесиной в пропиле. Именно в этот момент часть энергии от его удара в дерево волной передается через цепь и ведущую звездочку на руки оператора, другая волна передается на кисти оператора, пройдя через направляющую шину. Снижение силы этих ударов, конечно, понизит и уровень вибрации. Эффективным способом для этого является выпуск пятки режущего звена цепи со скошенным или завышенным профилем. Такая особенность в его конструкции позволяет пильной цепи слегка проседать в момент "вгрызания" режущего зуба в древесину, из-за чего звено не сразу передает энергию от своего удара шине, да и передаваемая им сила этого удара заметно понижается. В результате такого усовершенствования уменьшается не только вибрация пилы, но и износ направляющей шины и пильной цепи. Снижению тряски может способствовать и скашивание профиля ограничителя пропила: благодаря ему цепь начинает двигаться мягче, потому что древесина более плавно соскальзывает с режущего зуба. На выполнение этой же задачи работают и специальные амортизационные выступы ведущих и соединительных звеньев. Кроме этого, такие конструктивные решения помогают бороться и с эффектом обратного удара. Он возникает, когда пила в руках оператора неожиданно касается верхней передней частью носка своей шины какой-либо твердой поверхности при движущейся цепи. В такой момент пила способна резко отскочить вверх и назад, а это создает опасность травмы для оператора. Однако, амортизационные выступы звеньев и скошенный ограничитель резания способны минимизировать и этот эффект.

Очень важна для обеспечения долгосрочной и правильной работы пильной гарнитуры ее эффективная смазка. В конструкции цепных пил для нее предусматривается специальный насос, которым масло перебрасывается через специальные отверстия из маслобака в зону паза шины. Там его Система смазкираспределяет сама движущаяся пильная цепь: ее ведущие звенья проходят звездочку и захватывают хвостовике шины смазку, а потом распространяют ее по всей длине направляющей шины и цепи на ней. С целью гарантированного удержания смазки в самих ведущих звеньях создаются дополнительные минирезервуары для масла "LUBRIWELL" - специальные отверстия или микроканалы для его накопления. Задействуются для современной системы смазки и соединительные звенья: дополнительные углубления для разноски масла делают и в них.

Обилие смазки на пильной цепи и направляющей шине способно значительно снизить их трение и нагрев, что снижает растяжение работающей цепи, значительно увеличивая, таким образом, срок ее службы и всего пильного аппарата. Ради этого стоит постоянно контролировать процесс смазки. Сделать это достаточно просто - микроскопические капли масла с движущейся цепи выпадают в виде "елочки" на подставленном под шину пилы листе бумаге или на стволе дерева, которое собираются распилить. Отсутствие такого следа будет тревожным сигналом о том, что смазка пилы по каким-то причинам прекратилась, поэтому требуется срочно проверить причины этого (отрегулировать насос маслоподачи, проверить наличие смазочного масла в баке, прочистить паз на направляющей шине и т.д.). Качество смазки потребуется особо проверить и в том случае, когда вы меняете пильную гарнитуру на своей пиле и устанавливаете на ней больший, чем прежде, размер направляющей шины - нужно будет перед работой на ней убедиться: хорошо ли справляется маслонасос с обработкой новой длины Вашей пильной гарнитуры.

Совершенствование процесса смазки сейчас возможно и за счет применения специальных масел, поставляемых в Россию многими производителями. Эти масла изготавливаются на растительной основе (скажем, рапс) и оснащаются специальными полимерными добавками. По сравнению со стандартными маслами от автопроизводителей смазывающие свойства таких усовершенствованных масел на растительной основе на 30% выше, а расход их, наоборот, на 25% ниже.

Масло для смазки цепи OregonХорошим результатом правильной смазки можно будет считать положение, когда износа одной шины хватает на обеспечение работы одной ведущей звездочки и трех-четырех пильных цепей. Чтобы добиться этого результата, немаловажно поочередно менять положение направляющей шины, а также работающие на шине цепи - не брать в работу только одну из них, оставляя другие "про запас", а распределять на несколько однотипных цепей нагрузку равномерно. Тогда и износ ведущей звездочки и направляющей цепи будет значительно замедлен. Дело в том, что при всей стандартизации выпускаемых пильных цепей, каждая из них все же обладает своим неповторимым микрорельефом,  и нельзя давать ведущей звездочке и шине изнашиваться только под его особенности, не меняя эти особенности от раза к разу. Иначе новые цепи, когда до них дойдет все-таки очередь, станут работать с "проскальзыванием" по чужим следам плотного износа, станут испытывать дополнительные динамические удары при движении по этим местам и так сносятся значительно быстрее.

Имеет смысл задуматься и над тем, как правильно проводить на Вашей пиле обкатку новой пильной цепи. В этом случае безусловно полезным будет "замачивание" новой цепочки в смазочном масле на несколько часов: пусть за это время смазка сможет затечь во все мелкие щелочки цепи, надежно обеспечит пропитывание всех ее трущихся соединений и деталей. После этого должна последовать уже установка цепи на направляющую шину и кратковременный ее прогон на холостых оборотах. Затем потребуется после остановки двигателя проверить - не ослабло ли натяжение Вашей новой цепи. Если это все же произошло, потребуется подтянуть цепь, но только предварительно ее остудить. Чтобы перепроверить правильность новой натяжки шины полезно первые несколько пропилов проводить с минимальным нажимом на направляющую шину.

Почему настолько важно отслеживать степень натяжки пильной цепи? Дело в том, что если цепь окажется натянута по шине недостаточно, то она Натяжение пильной цепиможет и соскочить с нее или лопнуть. Именно такие случаи чреваты возможностью травмировать работающего цепной пилой человека. Однако, не стоит ударяться и в другую крайность, ведь перетянутая цепь тоже ничего хорошего оператору не сулит: в таком случае последует неправданно быстрый износ пильной гарнитуры "на фоне" повышенных нагрузок на двигатель работающей пилы. Правильную натяжку цепи легко проверить следующим простым способом - на средней части шины потянуть цепочку за ее какой-нибудь режущий зуб: при правильной степени ее натяжения примерно до одной трети длины ее ведущих звеньев на приподнятом участке должно остаться в пазу шины. Если они вышли из паза больше, то цепь нужно считать недотянутой, если хвостовики остались в пазу утопленными сильнее, чем на треть, то цепь уже перетянута. При этом по направляющей шине сама цепь должна легко продвигаться от движения Вашей руки.

В перезаточке цепи тоже следует придерживаться нескольких незыблемых правил. Безусловно, следует точно контролировать остроту углов режущих зубов на ее звеньях, отслеживать высоту ограничителя пропила, чтобы их показатели соответствовали изначально заданной заводской заточке. И уж конечно, после проведения перезаточки габариты всех режущих зубов на звеньях заточенной Вами пилы должны оставаться идентичными. Чем может для Вас закончиться невнимание к соблюдению этих првил заточки? Скажем, если на всех режущих зубцах углы окажутся равными между собой, но неправильными, это снизит производительность работы такой цепью или грозит усилением вибрации и нагрузки на двигатель пилы. Если углы заточки режущих звеньев окажутся разными, то и нагрузка на них в работе цепью станет неравномерной, что приведет к усилению вибрации, создаст вероятность травмоопасной ситуации - разрыва работающей пильной цепи. В любом случае, Вы обеспечите такой цепи, как минимум, преждевременный выход из строя. Чтобы всего этого не произошло, помните, что применение современных специальных приспособлений для заточки цепей позволяют эффективно (и не прибегая к помощи тонких измерительных приборов) выдерживать заданные параметры заводской заточки, кстати сказать, установленной долгим опытным  путем. В некоторых рабочих ситуациях перезаточка может Вам потребоваться даже для новенькой, только-только из фабричной упаковки, пильной цепи. Дело в том, что у новых цепей толщина получаемой стружки (за счет высоты ограничителей пропила ) всегда отлажена на минимальные значения, предусматривающие успех работ даже в очень неблагоприятных условиях (например, зимних - с мерзлой и твердой древесиной). Если же Вы вводите новую пильную цепь в работу летом, в теплый сезон и для легкой в пилении древесины (скажем, сосны), то для ускорения работы Вам сразу есть резон подправить высоту ограничителя глубины резания по специальному шаблону. Рассмотрим подробнее конструкцию подобных шаблонов и, вообще, инструмента для заточки пильных цепей.

Для ухода за цепями необходимы два вида напильников - плоские и круглые. На круглые напильники ложится задача по правке режущих углов верхних Напильники Oregon для заточки пильных цепейи боковых граней на звеньях, плоские же напильники используют, чтобы подправлять величину ограничителя пропила. Круглые напильники разнятся между собой по своими диаметрами, которые ориентированы на различный шаг цепи (к примеру, самые распространенные низко-профильные цепи под шаг в 3\8 дюйма требуют напильник диаметром 4мм). Для удобства в заточке к круглым напильникам выпускается большое количество оправок или калибров,  которые представляют из себя тонкие металлические пластины с линиями на них, чтобы помогать отслеживать при заточке нужную величину выводимого угла. При работе по таким калибру или оправке точильщику только остается проследить, чтобы направляющая шина располагалась все время строго в параллель нужной риске. Подтачивая звено необходимо следить, чтобы примерно 20% от диаметра напильника выступали над поверхностью обрабатываемой режущей кромки. Напильник требуется двигать только в одну сторону (изнутри зуба наружу), выделяя абсолютно одинаковое количество движений на каждый зубец, чтобы этим обеспечить равномерное стачивание обрабатываемых частей пильной цепи.

Правила заточки цепи

 

1. Удерживайте напильник под правильным углом

 

2. Линия корректировки угла заточки верхней грани, нанесенная на обойму напильника, должна быть параллельна цепи

Удерживайте напильник под правильным углом
 
 

Линия корректировки угла заточки верхней грани, нанесенная на обойму напильника, должна быть параллельна цепи

 

3. Напильник должен выступать над верхней гранью на 1/5 своего диаметра

 

4. Периодически стачивайте ограничитель пропила, чтобы глубина резания оставалась неизменной. Движение напильника - в одном напрвлении.

Напильник должен выступать над верхней гранью на 1/5 своего диаметра

 

Периодически стачивайте ограничитель пропила, чтобы глубина резания оставалась неизменной

 

Калибр

Специальные калибры - металлические пластинки с прорезью - выпускаются для помощи в заточке ограничителей пропила. Ведь на каждые две-три заточки режущих зубов на цепи требуется подточить и ограничитель пропила, поскольку заданное заводской заточкой значение разницы по высоте между ним и режущей кромкой звена должно оставаться неизменным. Прорезь такого калибра позволяет размещать его на режущем зубце, чтобы плоским напильником иметь возможность сточить выступающую из калибровочной прорези лишнюю часть ограничителя пропила до уровня калибра.

Потребителям иногда бывает удобно сразу приобрести и круглый, и плоский напильники с оправками и калибрами на них в рамках одного общего заточного набора, подобранного для работы с каким-то определенным типом цепи. Иногда вдобавок к калибрам такие наборы содержат еще какие-нибудь удобные для заточки мелочи. Скажем, в заточном наборе от фирмы "OREGON" Вы еще найдете очиститель паза направляющей шины для извлечения забившихся туда опилок.

 Струбцины

Бывает, что потребность в перезаточке пильной цепи настигает оператора пилы в глухом лесу, куда никто не подвезет ему удобные, но тяжелые и габаритные тиски, чтобы зафиксировать ими шину с подтачиваемой цепью. Однако, в комплекте инструмента для заточки от фирм "OREGON" и "STIHL" на этот случай предусмотрены специальные струбцины: они специально оснащены острыми ножами, чтобы иметь возможность вогнать их в любой из пней и на нем начать заточку своей пильной цепи, не снимая ее с направляющей шины, а зафиксировав их такой струбциной.

 

Использование такого богатого спектра приспособлений способно весьма ощутимо облегчить Вам уход и обслуживание пильных цепей, чтобы сделать их работу долговременной и неизменно эффективной.